baner

Архиерейское Богослужение в день Крещенского сочельника в кафедральном соборе Бердянска

18 января 2022 года в день навечерия Богоявления Высокопресвященнейший архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем совершил Божественную Литургию в кафедральном соборе Христорождественском соборе и великое освящение воды.

Накануне праздника Богоявления Святая Православная празднует Крещенский сочельник – преддверие праздника Богоявления или Крещения Господнего.  Особое последование богослужения в этот день подготавливает человека к встрече с Господом у Иорданской купели, делает его свидетелем земного пути Иисуса Христа. «Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – слова тропаря проникают в сердца людей и каждый стоящий в храме человек становится сопричастным Самому Спасителю.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, второе же название происходит от слова сочиво (вареная пшеница или рис с медом), которое по монастырскому уставу в этот день полагается есть на трапезе, так как в сочельник установлен строгий пост.

Его Преосвященству сослужили священнослужители кафедрального храма. За богослужением молилось большое количество верующих.

После сугубой ектении Правящий Архипастырь вознес молитву о прекращении междоусобной брани и воцарении мира в Украине, о прекращении эпидемии коронавируса.

По запричастном стихе проповедь произнес протоиерей Олег Зотов.

После Литургии была совершена великая вечерня, а затем архиепископ Ефрем вместе с духовенством, во дворе собора, совершил чин великого освящения воды, которую также именуют Великой Агиасмой. После водоосвящения Владыка Ефрем поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Крещения Господня, а также обратился к ним со словом проповеди.

Сразу по окончании Литургии был прочитан 9-й час и совершена великая вечерня праздника, после которой, при пении тропарей праздника, священнослужители вместе с паствой направились к сосудам с водой, установленные во дворе храма, где и был совершен чин великого освящения воды.

Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Великой Агиасмой, или просто крещенской водой. По Иерусалимскому уставу, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с иконами.

После освящения Владыка Ефрем обратился к верующим с архипастырским словом о воспоминаемом в эти дни событии Крещения Господня, а затем освятил воду всем желающим и окропил верующих святой водой.

18.01.2022 г