baner

«Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.…»

19 января 2020 года, в праздник Крещения Господня (Богоявления), Высокопреосвященнейший Ефрем, архиепископ Бердянский и Приморский, совершил Божественную литургию свт.Василия Великого, а накануне – всенощное бдение, в кафедральном соборе Рождества Христова г. Бердянска.

Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.

После сугубой ектении Владыка вознес молитву о мире и единстве Православной Церкви в Украине.

По запричастном стихе проповедь произнес клирик собора протоиерей Виталий Глюза.

После заамвонной молитвы, при пении тропарей «Глас Господень на водах вопиет, глаголя…» Архипастырь вместе с духовенством и верующими вышли во двор собора, где был совершен Чин великого освящения воды.

После Владыка Ефрем обратился к верующим с архипастырским словом.

После проповеди Архиерей и священнослужители, под пение тропаря праздника Богоявления освятили воду всем пришедшим в этот день в храм и окропили людей святой крещенской водой.

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в Навечерие (Сочельник), так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же — как в Навечерие, так и в сам день Богоявления.

Чин освящения воды приписывается апостолу и евангелисту Матфею (I в.). Несколько молитв на водоосвящение написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (V в.). Окончательное устройство чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому (VII в.).

Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан (III в.) и св. Киприан Карфагенский (III в.). В «Апостольских Постановлениях» (памятник IV в.) содержатся молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Святитель Василий Великий (IV в.) пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило). 

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста (387 г.): “В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей”.  С V века устанавливается обычай освящать воду на праздник Богоявления с вечера.

19.01.2020