baner

«Снем Тя, Слове, от древа мертва, во гробе Иосиф ныне положи, но востани спасаяй вся яко Бог»

30 апреля 2021 года, в Великую пятницу — день, посвященный воспоминанию святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, — в Христо-Рождественском кафедральном соборе г. Бердянска Высокопреосвященнейший Ефрем, архиепископ Бердянский и Приморский, в сослужении клириков собора,  совершил вечерню с выносом Святой Плащаницы Спасителя — образа Христа, лежащего во гробе.

За богослужением вечерни вспоминается благородный поступок тайного ученика Иисуса Христа – богатого человека из Аримафеи, Иосифа, дерзновенно пришедшего к Пилату и просившего отдать тело казненного Спасителя на погребение.

Во время пения стихиры «Тебе одеющагося…» Его Высокопреосвященство совершил троекратное каждение Святой Плащаницы, лежащей на Престоле.

При пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» Архипастырь вместе с священнослужителями подняли Плащаницу (красиво расшитое полотнище с изображением усопшего Христа) с Престола, словно с Голгофы, и вынесли ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленной гробнице. Плащаница находится на середине храма до Светлой Пасхальной заутрени, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

После троекратного каждения Плащаницы Господа, и поклонения к ней, Архипастырь обратился к присутствующим с архипастырским словом.

После проповеди Владыка Ефрем совершил малое повечерие, за которым прочитал канон Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы». В пронизанных скорбью и болью строках этого произведения Церковь открывает нам то, что все страшные душевные муки Христа разделила и Его Пречистая Матерь. И если история умолчала об этом, и люди прошли мимо Агницы Божией, зревшей заколение Своего Агнца, то церковная поэзия в сей день приносит Той, сердце Которой пронзалось ныне острым оружием, дивный дар песнопений, жемчужное ожерелье из слез: «Приими ныне и Меня с Тобою, Сыне Мой и Боже Мой, чтобы и Мне сойти с Тобою во ад, Владыка, не оставляй Меня одну».

По окончании малого повечерия богослужение продолжилось Утреней Великой Субботы с чином погребения Господа Иисуса Христа. Богослужение Утрени посвящено сошествию Христа во ад и победе Спасителя над смертью.

Богослужение утрени Великой Субботы заупокойное – словно совершается погребение Самого Христа. В начале утрени Архипастырь и духовенство собора прочитали перед Плащаницей Непорочны – стихи 17-й кафизмы. Однако стихи кафизмы перемежаются не заупокойными припевами, а особыми тропарями, в которых еще раз перед нашим взором проносятся последние дни земной жизни Христа Спасителя, скорбь Пресвятой Богородицы, благородство Иосифа и Никодима, сошествие во ад Спасителя и победа над смертью.

 «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему», – так начинается канон Великой Субботы «Волною морскою».

Слова канона – также плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи – избавления рода человеческого от оков преисподней. Хор торжественно поет: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся».

По окончании чина оплакивания Христа, Плащаницу крестным ходом обнесли вокруг кафедрального храма с пением погребальной молитвы «Святый Боже». Этот крестный ход напоминает о погребальном шествии праведных Иосифа с Никодимом от Голгофы к месту погребения Спасителя.

После обнесения Святую Плащаницу внесли в храм и поднесли к Царским Вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был «на престоле со Отцем и Святым Духом».

И вот, после него торжественно возглашается первое пасхальное пророческое чтение. Это видение пророка Иезекииля о поле, полном сухих костей, которые по гласу Господню соединяются, обрастают плотию, и множество людей воскресает на глазах тайнозрителя. Во времена Иезекииля это было лишь светлой мечтой, но в нынешний день эти слова наполняются своим подлинным содержанием. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали.

В конце богослужения, при пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» все верующие имели возможность приложиться к Плащанице.

Прикладываясь к Плащанице, Церковь переживает те страдания, которые претерпел Господь на Кресте, и в то же время живет в предвкушении предстоящего Воскресения Христова.

30.04.2021