Бог — помощник человека в скорбях его

Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице

boatВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святой апостол Петр, как гласит сегодняшнее Евангельское чтение, увидев однажды Господа, идущего по морю, испросил у него повеления прийти к нему по воде. По пламенной любви своей ко Христу, Петр желает немедленно приблизиться ко Господу, прежде прочих учеников. При этом он показывает веру в то, что Господь может не только сам ходить по водам, но и ему дать эту возможность. Он не сказал: «Повели и мне так ходить», но «повели мне придти к Тебе по воде» (Мф 14, 28). Первое означало бы тщеславие, а второе – выражение любви ко Господу. Господь же сказал: «…иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (Мф 14, 29). Показывая свою силу и всемогущество, Господь изменил естества чин, и море под ногами Петра сделалось «яко суша». «Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф 14, 30). Преодолев большую опасность – море, Петр убоялся меньшего – ветра. Так слаба природа человеческая. И как только убоялся, как только ослабела вера – мгновенно начал утопать. Это научило и самого апостола не тщеславиться, и послужило к успокоению других учеников, которые возможно позавидовали бы Петру. Кроме того, это показало всемогущество Христа, который так долго ходил по водам, между тем, как Петр едва не утонул. Показывая, что не ветер был виной утопания Петра, а его малодушие и маловерие, Христос укрощает не ветер, а малодушие Петра. Поэтому, когда Он поднял Петра и поставил на воду, ветру позволял еще дуть.

По духовному изъяснению корабль означает землю. Волнение – жизнь века сего, возмущаемую злыми духами. Ночь – неведение. Христос предстал в четвертую стражуboat_2 ночи, то есть перед самым рассветом. (Иудеи, как и римляне, разделяли ночь на четыре стражи. Каждая из страж длилась три часа. Господь явился ученикам в четвертую стражу ночи, что означает — в четвертую, или последнюю, четверть, перед рассветом). Иносказательно — к концу веков. Так, первая стража – есть завет с Авраамом. Вторая – закон Моисеев, третья – пророки, четвертая – пришествие Господа во плоти. Он Сам спас нас, обуреваемых в нощи неведения, когда пришел и пребывал с нами, да познаем Его и поклоняемся Ему как Богу.

Все случившиеся с апостолом Петром на море предзнаменовало его трехкратное отречение и следующее за тем обращение и покаяние. Как в том случае говорил он с дерзновением: «Не отвержуся тебе», так и здесь говорит: «Повели мне придти к Тебе по воде». И как там Господь попустил ему отречься, так и здесь попускает тонуть. Но как здесь Господь простер к нему руку, и спас от бурных волн, так и там, посредством покаяния извлек его из глубины отречения.

Po_vodamВсе люди немощны. В утешение и научение попустилось апостолу Петру утопать. Апостол Петр начавши утопать тут же возопил ко Господу. И мы из среды окружающих нас скорбей и опасностей понудим себя вспоминать о Боге. Обратимся к Богу с усерднейшей молитвой об избавлении, и оно не замедлит. Он придет и всякий, увидев Его, услышит в своей совести голос обличения: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф 14, 31)

Искушения необходимы для нас. Они попускаются нам Промыслом Божиим, чтобы угнетенные ими мы прибегали к забытому нами Богу. Внешние искушения доставляют нам познание Бога явлениями Промысла Его о нас. Доставляют веру в Промысл Божий. Внушают сердцу страх Божий и благоговение к Богу, как видящему и видимому, склоняют человека к жительству по заповедям Божиим, к уклонению от греха, которым прогневляется Бог. Искушениями уничтожается забвение Бога. Воспомянутый и призванный на помощь, Бог запрещает ветрам и морю. Всеблагий и Всемогущий, Он доставляет «тишину велию» всякому воспомянувшему и призвавшему Его на помощь во время скорби. Аминь.

Иерей Сергий Медведев,

Клирик Александро-Невского храма с. Берестовое