История продолжается…

К 115 — летию собора Владимирской иконы Божией матери с Нововасильевка

Часть І. Возрождение.

chu

8-го сентября 2010 года свой 115-й день рождения отметил один из старейших православных храмов нашего края — собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. Построенный на рубеже 19 и 20 столетий, этот православный храм испытал на своем веку немало надругательств и глумлений. В конце 80-х, от него остались лишь стены, поросшие мхом, земляной пол, кое-как заколоченная досками купольная часть, да пустые «бойницы» окон. Но, Бог поругаем не бывает. Как ни старалась безбожная власть стереть с лица земли и из памяти народной всякое упоминание о Христе и Его Церкви, время по неисповедимой воле Творца расставило все и всех на свои места.

Часто людям кажется, что чудо — это обязательно что-то грандиозное, фееричное, потрясающее. Но сила Божия в немощи совершается. Так, камень за камнем, шаг за шагом, неприметно, трудом многих рук совершенно обычных внешне, но выдающихся по устройству духа тружеников, Свято-Владимировский красавец-храм восстал из руин.

Ныне, сияя обновленными куполами, он  еще издали манит своим величием. Многое в нем для удобства священнослужителей и прихожан «осовременилось», изменилось, но от его святых стен по-прежнему веет вековой историей.

«Когда я, будучи еще диаконом, впервые увидел его — я словно оторвался от земли», — вспоминает настоятель храма, протоиерей Николай Иванченко. «Я ходил под его сводами, взбирался на крышу, прикасался к его стенам… Я не мог сдержать слез».

В те годы начать восстановление храма было еще не возможно, но прошло совсем немного времени, и отец-диакон уже стоял в кабинете Правящего архиерея с просьбой отправить его на служение в разрушенный Нововасильевский храм. После священнической хиротонии, молодой иерей Николай прибыл к месту своего служения. Несмотря на полную неустроенность и разруху, его и небольшую местную общину не покидала уверенность, что храм восстанет, и здесь в великолепии будет совершаться Таинство Таинств — Божественная Литургия.

«Я прекрасно помню первое богослужение в храме, которое мы провели на Крещение Господне», — рассказывает матушка Анна, супруга настоятеля, регент хора и первый во всем помощник батюшки. «Тогда я впервые почувствовала на себе выражение «промерзнуть до мозга костей». Мы стояли на снегу. С отверстий в потолке падал снег, с моря дул пронизывающий восточный ветер,  протяжно так, не спеша, пел наш первый наш хор из сельских бабушек. Но такого чувства особого, такого присутствия благодати и так живо я никогда еще в жизни не переживала. Это была наша Пасха посреди зимы».

Отец Николай и матушка Анна стали, словно локомотивом, к которому как вагончики, постепенно, Промыслом Божиим, начали «прицепляться» все новые и новые соработники. И все вместе черпали они силы и вдохновение из бездонного источника — искренней молитвы к Богу. Господь не оставил своих служителей. Некогда приходской сельский храм, а ныне собор в честь Владимировской иконы Божией Матери — один из наиболее красивых и величественных храмов Запорожской области.  

chuЗдесь молился за Церковь, всех православных христиан и Отечество наше, возносил Святейшую Бескровную Жертву Предстоятель Украинской Православной Церкви — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в сослужении сонма архиереев и духовенства. Здесь молились многие известные люди, в том числе и нынешний Президент нашей страны В.Ф. Янукович.

Часть ІІ. Страницы истории.

В последние годы немало реставрируется церковных храмов, возвращаются из забвения и имена священников, которые долгие годы служили Богу и людям на благо добра и духовной силы. Их давным-давно нет в живых, но память о них еще жива в людских сердцах. Документы истории и память народная сохранила имена священников, совершавших свое служение у святого престола.

115 лет назад настоятель Нововасильевской церкви протоиерей Петр Вознесенский провел первую Божественную литургию. Об этом сообщают метрические книги сельской церкви хранящиеся в Запорожском госархиве. Известно, что в Нововасильевке отец Петр находился всего несколько лет, а в дальнейшем служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Дмитровка. О нем известно следующее: рукоположен в священнический сан в 1888 году. Окончил Курскую духовную семинарию. Преподавал закон Божий в земской школе.

Сменил священника П.Вознесенского на посту настоятеля церкви Владимирской иконы Божией Матери иерей Павел Булашев. О нем «Справочная книга для Таврической епархии» (изд. 1910 год Симферополь) сообщает следующее: «Булашев Павел. 29 лет. Окончил Таврическую духовную семинарию, законоучитель Борисовской земской школы». Это информация за 1910 год, когда священник Павел Булашев получил назначение в село Борисовку в церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Совсем недавно, в собор на воскресное богослужение приходила пожилая женщина. Она рассказала о том, что в fatherхраме села некогда  служил настоятелем ее дед Павел. В подтверждение сказанному она показала всем прихожанам несколько старых, пожелтевших от времени семейных фотоснимков. Получилось так, что совершенно неожиданным образом удалось установить имя одного из первых священников церкви. Исходя из имеющихся документов, можно сказать о том, что отец Павел Булашев нес службу священника в Нововасильевке до 1909 года. В тот же год настоятелем сельской церкви был назначен протоиерей Иоанн Хорошунов. Сохранилась фотография семьи отца Иоанна, что является несомненной удачей. Священник Иоанн Хорошунов окончил Могилевскую духовную семинарию, был законоучителем земской и церковно-приходской школ. Был рукоположен в священнический сан в 1903 году. Настоятель Нововасильевской церкви с 1909 года.

Хранящиеся в Запорожском государственном архиве документы церкви Владимирской иконы Божией Матери за 1906 год подтверждают, что непродолжительное время богослужения в храме совершал иерей Виктор Киранов. В 2000 году за подвижничество и мученическую смерть он причислен к лику священномучеников Русской Православной церкви. Факт служения у алтаря храма в честь Владимирской иконы Божией Матери священника Виктора Киранова подтверждает авторитетный  православный исследователь протоиерей Николай Доненко. В своей книге «Новомученики Бердянска» он пишет: «…В 1906 году иерей Виктор был назначен законоучителем в Нововасильевскую земскую школу, а также состоял председателем церковно- строительного комитета…»

Невиданные гонения и репрессии на Православную церковь начались сразу же после октябрьских событий 1917 года. Достаточно назвать активные действия в Приазовье «Союза воинствующих безбожников». В первую очередь конфискации подлежали церковные земли, позже аресту подверглись  священники за «сокрытие церковных ценностей».

 К концу 20-х годов прошлого столетия  настоятелем Нововасильевской церкви стал протоиерей Виктор Гневышев. О нем имеется следующая информация: 1894 года рождения. Уроженец села Мицино, Путиловского уезда, Тверской губернии. Обучался в Ленинградской духовной академии. Как видно из документов настоятелем церкви священник Гневышев был назначен в 1928 году, а спустя время началась очередная  антирелигиозная компания по снятию колоколов. Вспомним конец 20-х годов в Бердянске: разрушены Вознесенский собор и Петропавловская церковь. На пороге закрытия оказались Покровская и Кирилло-Мефодиевская церкви.

В первый месяц 1930 года в Нововасильевке было объявлено о проведении сельского собрания. Повестка одна. Принятие решения о снятии колоколов  с колокольни церкви. Так откликнулись на местах на призыв « Утильсырья»: «Имеется очень много разбитых колоколов. Есть также церкви, в которых имеются по несколько колоколов, в то время можно богослужение совершенно проводить без них!» В январе 30-го колоколам церкви Владимирской иконы Божией Матери удалось выжить. Но какой ценой? Свидетельствует выписка из протокола № 94 судебной тройки при коллегии ГПУ УССР от 28 марта 1930 года: Священник Виктор Гневышев — концлагерь на пять лет (видимо он так и  не вернулся из Гулага). Осуждены на различные сроки заключения  также жители Нововасильевки активно выступившие против снятия колоколов. Назовем их поименно, ведь они достойны благодарной памяти не только своих  родных, но и всех сельских жителей: Ледовский Прокофий, Солопов Никита, Крот Кирилл, Тарасенко Аким, Калиберда Антон, Русанов Тимофей, Пшеничный Семен, Тарасенко Кондрат, Якунин Петр, Перков Зиновий, Капустин Харлампий, Щербина Никита. От наказания был освобожден только Перков и то благодаря своему преклонному  возрасту.

По 30-м годам в архиве почти нет сведений,  однако, на основании воспоминаний старожилов села можно утверждать, что война с церковью продолжилась, только вот  методы изменились. В печально известные годы — настоятель храма отец Иоанн Кущинский. Он не смотря на насилие, срывание  проведения богослужений и «просьб» о закрытии церкви призывал молиться о всех, невинно пострадавших священниках и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Впоследствии это сыграет роковую роль для отца Иоанна.

Недавно были рассекречены архивы службы безопасности. В документах найдены свидетельства о двух священниках Нововасильевской церкви: уроженце села Веселые Терны что на Екатеринославщине  Илиевском Федоре Алексеевиче, 1874 года рождения, и протоиерее Черненко Евгении Ивановиче, 1879 года рождения (из письма СБУ епископу Запорожскому и Мелитопольскому  Василию от 14 октября 1996 года). Они были осуждены Постановлением особого Совещания при НКВД СССР 29 октября 1939 года к 5 годам лишения свободы. Постановлением Запорожского областного суда от 23 августа 1956 года их реабилитировали за недоказанностью предъявленного обвинения.

В период оккупации Нововасильевки, по свидетельствам старожилов, церковь в селе была снова открыта. Настоятелем храма был на тот момент отец Петр Гарькавый.

В послевоенной истории церкви Владимирской иконы Божией Матери навсегда вписаны имена отца Константина (к сожалению фамилия его не установлена) и протоиерея Иоанна Ляховца. В 1964 году в день празднования православного праздника Петра и Павла по окончании литургии отец Иоанн призвал всех пришедших в храм прихожан продолжить работу. Настоятель словно предвидел сложности в складывающейся ситуации.  Власти закрыли храм.

Более четверти века продолжалось запустение православного храма в Нововасильевке. 8 сентября 1990 года случилось знаменательное событие. Благочинный Бердянска, протоиерей Михаил Семенчук, в присутствие православной общины освятил сельскую церковь и провел первую Божественную литургию. Этот день стал началом возрождения Православной святыни. Примечательный факт: чтобы добиться разрешения на открытие и возвращение Православной церкви жители Нововасильевки Пшеничная Р.Н., Русанов В.М. и Подорожко В.И. обратились непосредственно к Предстоятелю Православной Церкви — Патриарху Пимену. Всем селом тогда собирали деньги на поездку в столицу. Патриарх поддержал желание нововасильевцев.

Настоятелем храма с 18 января 1991 года и по настоящее время является митрофорный протоиерей Николай Иванченко, благочинный Нововасильевского округа. О храме, и об отце Николае замечательные слова высказал народный артист России Алексей Петренко: «Попав в храм села Нововасильевки к отцу Николаю на службу, я зашелся от этого настоящего священника, от чудного храма, от прихожан и потрясающего хора. Абсолютно любой православный храм мира может спокойно равняться с этой сельской церковью. Благословенная будь эта добрая земля». К словам известного и уважаемого актера добавить нечего.

8 сентября 2010 года — Собору Владимирской иконы Божьей Матери исполнилось 115 лет. История продолжается…

                                              

  Авторы: Евгений Денисов, диакон Александр Карпенко