Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…

 

o.Oleg             Едва ли в наше время найдется человек, который ничего не знал  бы о церковных постах.  Сейчас об этом можно услышать по телевидению и радио, прочитать в газетах. Большинство людей ныне уже не сомневается в благотворном влиянии поста на здоровье человека. Нередко  врачи  даже рекомендуют  пост  своим  пациентам.  И у многих  складывается отношение к нему, как к лечебной диете, или  очередному способу похудеть.  Но ограничение в пище – это только видимая сторона.  Пост – это прежде всего, духовный труд, процесс управления самим собой, процесс воздержания, обуздания своего «Я». Начинается он с пищи,  но означает и воздержание в чувствах, удаление от каких-то увеселительных мероприятий и чрезмерного общения, смирение своих страстей и преодолении греховных привычек.  И в этом  главный, духовный смысл поста.  Великий русский святой Иоанн Кронштадтский (1908г.) говорил: «Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись. Делай во дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою – только имей охоту трудиться!»   Пост – это не жертва Богу, как думают некоторые,  не выдумка  Церкви и ее служителей. Пост — естественная потребность самого человека и его души,  утратившей после грехопадения связь с Богом, вернуться, как блудный сын, в  отчий дом, к своему  Небесному Отцу. Часто приходится слышать: «Я в Бога верю, но поститься не буду, не могу», или «Мы и так постимся, нам есть нечего, у нас каждый день – пост, мы мяса не едим » и т.д.   Нужно четко понимать, что это дерзость — так говорить. Это примета того, что в нашей душе гнездится дух противления Богу. Мы очень часто с легкостью нарушаем духовные законы христианской веры,  считая их не обязательными и устаревшими. А потом, когда нас настигают беды и несчастья, мы с удивительным упорством ищем виноватых. Ведь это проще всего. Виноватыми бывают и государство, и соседи, и друзья, и родственники, и разбитая чашка, и черная кошка — словом,  кто угодно и что угодно. Мы забываем, что причины всех наших горестей и скорбей скрываются в нас самих,  и только мы сами способны  и должны с ними справиться, изменив к лучшему себя. И еще мы позабыли, что более 1000 лет назад  крещена Русь, и что предки наши свято чтили посты,  а нарушение их считалось серьезнейшим прегрешением.  Раньше в православных странах на весь Великий Пост отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, полностью  прекращалась  мясная торговля, и открывались постные рынки. Народ знал, что постятся все:  бедные, и богатые, люди простые и образованные, городские и деревенские. Это было нормой жизни,  и все были равны перед Богом.        

                    Третье воскресенье Великого Поста и вся неделя вслед за ним называются Крестопоклонными.  В  православных храмах в субботу вечером, на всенощном бдении выносится Святой Крест для поклонения верующим,  укрепления их душевных сил.  «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим» — многократно поется в течении всей этой недели. Крестопоклонная неделя это не только середина Великого Поста, но и его духовная сердцевина. Ведь каждый человек, и верующий, и неверующий, хочет он того или не хочет, до конца земной жизни несет свой крест: скорби и болезни, предательство близких,  разбитые семьи, несбывшиеся надежды, тяжкий труд.  Но верующему нести этот крест гораздо легче, ведь ему помогает сам Господь: «Придите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11,28). В эти покаянные, печальные дни мы целуем Святой Крест, тем самым,   обещая Господу,  нести безропотно, с благодарностью и свой житейский крест. «Аз есмь путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6), говорит Он. И мы,  принимая свой крест, вслед за Христом идем по проторенной Им дороге, дороге ведущей на Голгофу. Почему же орудие позорной казни, каковым считался крест в Римской империи, становиться для нас, христиан, символом спасения? Потому, что Святая, Пречистая кровь Спасителя, пролитая на кресте, претворяет мертвую материю, оживотворяя ее. И крест из орудия гибели, становится Оружием Жизни. Именно поэтому мы называем Крест Христов – Животворящим. И это не только аллегория, не просто красивые слова, сказанные в переносном смысле. История Церкви, ее Священное Предание знает тысячи чудесных случаев  животворного действия  Креста Господня.  Лобызая Святой Крест, мы просим Господа не отступить от нас за наши прегрешения, мы надеемся на то, что по великой Его милости, и мы сможем  стать причастниками Царствия Божьего, куда лежит путь через Голгофу. «В раю не распятых нет»,- говорит нам святоотеческая мудрость. Сораспинаясь со Христом, мы становимся не только причастниками Его страданий и смерти, но и вечной жизни, чудесного Его Воскресения. Не бойся, человек, призывает нас Церковь – наследие Христа, утвержденное Его Кровию, приступи ко Кресту, прильни к Нему, облобызай Его, слезами своими омочи,  и сквозь врата смерти ты узришь Свет Воскресения. «Как только было воздвижено древо Твоего креста, поколебались основания смерти, Господи, ибо Того, Которого ад охотно поглотил, он отпустил с трепетом. Ты, Святой, явил нам спасение Твое, и мы славим Тебя, Сын Божий» (Неделя крестопоклонная. Канон утрени).   

            Помоги же нам, Господи, пройти эти покаянные дни Крестопоклонной недели и всего Великого Поста и встретить Светлое Христово Воскресение духовно обновленными!      

 

Протоиерей Олег Николаев,

настоятель Свято-Троицкого храма в г.Бердянск