Кроме света Христова, нет иного света для души нашей

Слово в Неделю по просвящению

Cross«Людие седящие во тьме видеша свет великий,

И седящим в стране и сени смертной

Свет возсия им

(Мф 4.16: Ис. 9.1,2)

О каких это людях говорится, возлюбленные братья, что они увидели свет великий? Какие это люди, сидящие в стране и тени смертной, осиялись светом, да и каким светом? Люди эти — язычники, кланяющиеся идолам: свет, который возсиял для них, есть Свет духовный, Господь Иисус Христос, от Девы Богородицы и от Духа Святаго, возсиявший миру и божественным светом Своим, просветивший души уверовавших в Него. В какой же тьме сидели язычники, в какой стране смертной? Тьма опять здесь разумеется духовная или душевная — тьма неведения Божия и тьма всяких грехов, которые, как сами вы по опыту знаете, действительно тьма или тень смертная для души. Страною же смертною называется место, в котором жили язычники, а именно земля Завулонова и Неффалимова, за Иорданом, на пути приморском — Галилея языческая, где поселился на временное жительство Господь наш Иисус Христос, после крещения, поста и искушения в пустыне.

А сияет ли, братия, в нас свет Христов? Для того и читано нам было ныне евангелие о просвещении язычников светом Христовым, чтобы каждый из нас, называющихся Христианином обратил внимание на самого себя, на свою душу, и посмотрел, есть ли в ней свет Христов, свет живой и нелицемерной веры во Христа, надежды на Него и сердечной любви к Нему? В ком, как не в христианине, сиять свету Христову?

Надобно каждому озаботится приобретением Света Христова для души своей, потому что в великой опасности находится душа человека, в котором не сияет свет Христов: он духовно мёртвый человек и, если не покается, на веки погибнет, потому что кроме Иисуса «несть иного имени под небесами данного в человецех о немже подобает спастися нам» (Деяния 4,12). Кроме света Христова, нет иного света для души нашей. Итак, возлюбленные братия, покаемся, чтобы покаянием ввести в души наши свет Христов. Сам Господь в нынешнем евангелии побуждает нас к этому: «Оттоле начал Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное» (Мф. 4.17), т.е. Христово. Видите, как необходимо нам покаяние. Господь с того и проповедь свою людям начал, чтобы они каялись. Без покаяния невозможно войти в Царство Небесное, нельзя, по справедливости, и христианином называться без покаяния. Жизнь без покаяния крайне вредит душе нашей: душа Христианина не кающегося или кающегося неискренно, легко делается добычею для диавола, связывается им сетьми адскими, не видит покоя душевного, но мятется и страдает в плену различных страстей и весьма близка аду преисподнему, к мукам вечным, к тьме вечной.

Братия! Покаемся, покаемся всем сердцем, чтобы солнце правды — Христос воссиял в сердцах, наших, чтобы приблизилось к самому сердцу нашему Царствие Небесное. Будем каяться постоянно, каждый день и час перед очами всевидящего Бога: постоянно грешим — постоянно будем и каяться, ибо грех есть тьма. Покайтесь! Аминь.

Схиигумен Савва. «Опыт построения истинного миросозерцания».

Подготовил иерей Виталий Бежан.