О Божественной любви

Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

1 zapoved

   В нынешнем Евангелии (Мф. 22:35-46) содержится душеполезное учение Господа нашего Иисуса Христа о любви.  Однажды один из иудейских законников спросил Спасителя: Какая наибольшая заповедь? Господь ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя.    На первый взгляд можно заметить немалую дерзость в вопросе законника: как может человек судить, что в Божьем законе главное, а что — второстепенное, что нужно выполнить, а что можно оставить? Но в своем ответе Господь назвал не только действительно главное, но одновременно и дал ключ ко всем заповедям. То есть, дело не столько в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, сколько в том, чтобы любовь была основой всякого дела. 

   Из христианского нравоучения известно, что любовь к Богу и ближнему неразрывно связана между собой. Ведь кто истинно любит Бога, тот любит ближнего, и не любящий ближнего открыто отрицает Бога. „Аще любовь имате между собою ученицы мои есте» (Ин. 13: 35). Также ошибочным является мнение, что любовь можно заменить какими-нибудь другими добродетелями: к примеру, молитвой, трудом, смирением, постом, милосердием. Но из слов Священного Писания видно, что любовь есть основа всех добродетелей  „альфа и омега». То есть любовь должна проникать в любое наше доброе дело, чтобы оно стало истинно христианской добродетелью.

   Когда человек, всё же, осмелился заявить, что готов возлюбить самого Бога, в первую  очередь он должен задаться вопросом: умеет ли он любить самого себя? А, если и умеет, то не превратилась ли эта любовь в самолюбие? Ведь если человек на протяжении всей жизни занимается приобретением бесконечных материальных богатств, удобств, комфорта, денег — то это не любовь к себе, а лишь плотоугодие, которое вредит душе и телу. Насыщая свой организм чрезмерными яствами в любое время суток, невзирая на дни поста, человек обрекает себя на употребление медикаментов и препаратов, сокращающих жизнь. Любит ли себя бездушный честолюбец? — Нет. Он уже погряз в трясине гордости, высокомерия и тщеславия по отношению к своим ближним. Уважает ли себя сребролюбец? — Ответ тот же. Он обрёк себя на круглосуточное приобретение материальных, тленных, поверхностных ценностей, которые не приносят никакой пользы душе.

   Нельзя уверять себя в том, что христианская любовь — это когда любят тех, в ком находят источник удовольствий и приятной жизни. Наш долг заключается не в том лишь, чтобы прощать врагов и людей, не приносящих пользы, но, прежде всего, в том, чтобы молиться о них. Ведь, все равно они — наши ближние. Эти люди — образ Божий, икона. И мы должны относиться к ним с той же любовью и с тем же благоговением, что и к иконе. Как почитаем мы изображения святых и Богородицы, так и в каждом человеке мы почитаем тот образ Божий, по которому некогда и был создан человек. Очень часто мы скорбим от неподобающих поступков нашего ближнего, но должны стараться всеми силами помочь ему исправиться и стать на истинный путь.

   Будем молить Господа, чтобы Он Своей божественной любовью озарял наши сердца, возгревал в душах готовность к самоотверженному служению ближним. Аминь.

автор: иеромонах Владимир (Ракк)