О человеколюбии Божием

Слово в Неделю 37-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

1Сын Божий, пришедший в мир ради искупления человечества от рабства греху, сравнивает Себя с пастырем добрым, который ищет заблудившуюся овцу, и если случится найти ее, радуется о ней. Но кто же откликнулся на зов Спасителя? Не лжеправедники, не лицемеры, которые не желали признавать себя заблудшими овцами, а те, кого они считали отбросами общества: блудницы, разбойники, мытари. Именно они почувствовали весь смрад и всю мерзость греха, осознали глубину своего падения и именно они были потрясены благовествованием прощения и любви. Пастырь добрый не брезговал греховных ран заблудших, но раскаявшихся овец, и на Своих пречистых плечах возносил их из пропастей адовых к Царствию Небесному. Среди таких спасенных был и мытарь Закхей, обращение которого нам открывает сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки, глава 19, 1-10

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

Иудейское словосочетание «мытари и грешники» показывает, что занятие мытаря считалось недостойным и нечестным. И в этом была своя правда, так как мытари, занимаясь сбором денег, становились корыстолюбивыми, брали с людей сверх меры. Иерихонский мытарь Закхей не только принадлежал к ненавидимому сословию, у него был физический недостаток, он был мал ростом. Жадный коротышка, рьяно исполняющий свои служебные обязанности, умеющий выбивать деньги любой ценой, его сердце не трогали ни мольбы, ни слезы простых людей. Его способности были отмечены начальством, и он был повышен в звании и стал начальником мытарей. Но чем выше он продвигался по служебной лестнице и чем богаче становился, тем больше его ненавидел народ. Однако ни власть , ни богатство не доставляли Закхею душевного мира. Нося на лице маску надменности, в глубине души он понимал фальшь своей жизни. Ничто не радовало его, пока он не услышал рассказы об Иисусе из Назарета. Подобного Ему Закхей никогда не встречал и за всеми разноречивыми слухами мытарю внезапно открылся невыразимо прекрасный Образ — Прощающего, Милующего, Любящего. Всем сердцем, всей душой Закхей:

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

 Закхей  бросил свои дела и побежал чтобы увидеть неведомого Учителя. Вдоль дороги, по которой шел Спаситель стеной стояла толпа. Маленький ростом Закхей не мог из-за спин ничего разглядеть.

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому, что Ему надлежало проходить мимо нее.

 И тогда он влезает на рядом растущую смоковницу без раздумий, забыв о своем общественном положении, не взирая на смех окружающих. Только бы увидеть Его, может быть в жизни Закхея что-то поменяется.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

И во внезапном озарении Закхей понял, что он должен сделать. К нему, худшему из грешников, с великой любовью подошел Божественный Учитель — и он должен полюбить людей, загладить в их сердцах обиды, нанесенные его надменностью, жестокостью и лихоимством. С отвращением к самому себе вспомнил Закхей, как чванился он перед окружающими, как жадно перебирал золотые монеты в своей сокровищнице.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

А ведь на кривом своем пути мытарь Закхей обидел очень многих, и воздать каждому из них вчетверо для него означало лишиться богатства и сохранить лишь скромный достаток на прокормление семьи.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Христос даровал Вечную жизнь не только ему одному, но и всей семье его, всем дорогим и милым его сердцу.

С этого дня вступил на путь подвижнического служения Господу раскаявшийся грешник Закхей, впоследствии сподвижник первоверховного Апостола Петра, епископ Кесарии Палестинской, а ныне — насельник Небесного Царства.

Господь пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10), — не только тех, которые окружали Его во время Его земной жизни, но и тех, которые будут жить в последующие времена, в том числе и нас. Он стоит у сердца каждого из нас, и стучит, и смиренно просит, чтобы мы впустили Его. Он останавливается около каждого из нас, зовет по имени, и призывает к покаянию, и спасает.

Таково человеколюбие Божие! Даже если человек будет исполнен всякого порока и сделает все, что затворяет для него вход в царство небесное, даже если великий подвижник сделается прелюбодеем и убийцей, все равно он не должен отчаиваться. Даже если кто-то дошел до самой крайней степени порочности, а потом решился возвратиться на путь добродетели, — и такого Господь принимает, и такого жалеет, и исцеляет, и ободряет, и радуется его спасению как Добрый Пастырь, как любящий Отец. Никогда Он не отвергает искреннего раскаяния. Аминь.