О немилосердном должнике

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

pritcha_11_stВо имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Сегодня, нашему вниманию Господь предлагает притчу о злом должнике. Он говорит ее в ответ апостолу Петру на вопрос: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?». Ветхозаветные учителя учили прощать согрешения человеку до трех раз, на четвертый наступал конец еврейскому милосердию и обиженный мог совершенно спокойно утверждать законность своего злопамятства. Петру такая позиция вещей показалась, в сравнении с проповедью Христовой, ущербной, и он, решив удвоить количество прощений, задает Господу этот вопрос, по-видимому, ожидая похвалы за свою «безграничную» милость. Однако, Христос безмерно усугубил свои требования к человеческому милосердию, поставив его выше всяких арифметических исчислений: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».

Вообще, в еврейском языке цифра «7» носит неопределенный характер, зачастую указывающий на вечность, подобно как у нас восьмерка «?» является символом бесконечности. И, вот, Христос в своем ответе Петру говорит примерно: «Прощать нужно ?всегда?, помноженное на ?вечность в бесконечной степени?». Это было непонятно даже апостолам, как детям ветхозаветного жестокосердия, именно поэтому, Господь так мудро прибегает к сегодняшней притче.

К одному царю привели некоего должника, который долгое время не возвращал своего огромного долга, а именно 10 тысяч талантов. И, когда должник вновь оказался не готовым к возврату, царь приказал продать его, его жену, детей, дом, скот и все что было у него и от вырученного погасить долг. Случилось самое страшное из того что может произойти с человеком и все же суд царя был справедливым и даже милостивым ведь он оставил им жизнь, хотя был вправе ее отобрать. Да, и сумма здесь отнюдь не случайна и жителям того времени была понятна ее недосягаемость, ведь весь доход богатой провинции Галилеи в момент произнесения этой притчи составлял всего лишь 300 талантов. Так, что далеко не каждый царь мог похвалиться таким богатством. Но здесь речь идет об особенном Царе, не только владеющим таким богатством, но и готовом в своей милости простить столь огромный долг.

От безысходного горя, в отчаянии, в слезах, как бы биясь в конвульсиях, должник умоляет своего владыку о прощении: «Потерпи на мне и все тебе отдам!». Царь смилостивился. Ему стало жаль человека. Он простил его и, поскольку сумма долга была выше возможностей этого должника, он прощает ему и долг. Какая радость должна была прийти в жизнь этого счастливца! Как пересмотреть должен был он драгоценность своей жизни! Как переоценил бы он настоящее свое богатство — своих родных, только что заново обретенных! Но он этого не сделал. Он был злым, алчным и глупым человеком и первое что он сделал, — он нашел своего должника, должного ему всего сто динариев и стал душить его, требуя возврата. Этот бедный человек стал умолять своего заимодавца теми же словами, которыми тот только что умолял царя. Но безумец не узнал своих слов и бросил в темницу своего должника.

Здесь так же стоит заметить, что сто динариев по сравнению с 10 тыс. талантов — сумма ничтожная. Если перевести 10 тыс. талантов в динарии, то получится 120 000 000 динариев. И все же такая колоссальная разница долгов не побудила нашего «героя» к милости.

Царь услышав, разгневался и, призвав этого человека сказал: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И поступил он с этим должником так, как и тот поступил со своим должником, — бросил в темницу до отдания долга. Завершает Христос эту притчу словами, что так и Отец наш Небесный поступит с нами, если не простит каждый из нас от сердца своего брату своему согрешений его.

Какая дивная притча, вновь раскрывающая тайну Божьего промышления о нас. Господь — не справедлив с нами. Именно, НЕ справедлив. Потому что, если бы был справедлив, то от Петра отрекся бы трижды, гнал бы Павла, распял бы распинающих Его, умертвил бы делающих аборты, обидел бы обижающих. Но Он так не поступил с нами, потому что Он несоизмерно милостив. И нет греха на свете и даже всех грехов мира во все времена, превозмогающих милость Божью. Но есть у этой милости одно условие. Господь наш пришел на землю, что бы мы, увидев Его, познав Его, сделались на Него похожими, а, значит, милосердными.

Помню, один искренний священник на исповеди мне сказал: «Когда молишься молитвой Господней и доходишь до слов ?и остави нам долги наши…?, остановись и хорошенечко подумай, простил ли ты всех своих обидчиков, примирился ли ты с ними в сердце своем, сможешь ли ты, встретив человека причинившего тебе боль, не вспомнить о том, что он тебе сделал. И, если такой камень лежит на твоем сердце, то не продолжай следующих слов молитвы до тех пор, пока эта стена не падет, даже если на это уйдут часы, сутки и даже вся жизнь. Только тогда ты чистосердечно можешь продолжить: ?как и мы оставляем должникам нашим…?».

Мы в неоплатном долгу перед Христом, Он отдал за нас свою жизнь. Но, Он не ограничил Своего милосердия Крестом. Он продолжает нас миловать в крещении, исповеди, причащении и во все дни нашей жизни, вновь и вновь прощая нам те же и новые наши грехи. И не перед кем мы так не погрязли в долгах, как перед Господом нашим Иисусом Христом. И Он от нас не ждет возврата, потому что знает, это сверх наших возможностей, — время назад не вернуть. Он представляет нам Себя в пример и подражание: «Дети, будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд есть!» Аминь.

автор: протоиерей Сергий Бегашов,

настоятель Свято-Троицкого храма

г. Бердянска (РТС)