О злых виноградарях

Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице

grapesВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сей воскресный день — один из дней попразднства великого праздника Преображения Господня, когда мы славословим и воспеваем Преобразившегося Христа, и молим и просим Его: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный…» (Тропарь праздника), Церковь предлагает нам весьма назидательную и необходимую притчу о злых виноградарях.  Один господин насадил виноградник, обнёс его оградой, построил башню и выкопал точило, и отдал его во владение неким виноградарям. И вот пришло время отдать господину плоды его виноградника. Хозяин послал своих слуг, дабы взяли они плоды у виноградарей, но сии злые люди побили его камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего, но и с ними поступили также. Наконец, послал он к ним сына своего, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём и убьём его, и завладеем наследием его: «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили его» (Мф. 21, 35-39). И далее Христос спрашивает, что же сделает хозяин с этими виноградарями? И говорят Ему: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21,41.)

Эту притчу Христос рассказывает за несколько дней до своих крестных страданий в Иерусалимском храме первосвященникам, книжникам и старейшинам, то есть духовным руководителям народа. И евангелист ясно указывает на то, что они поняли о ком идет речь: «И старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка» (Мф. 21,46). Они поняли, что злые виноградари — это они сами — книжники и учителя иудейские, трудившиеся в этом винограднике. Виноградник же — весь народ иудейский, ограждаемый защитой, т.е. оградой, каким был закон Моисеев.

Получив от Бога обетованную землю, они закружились в веселии жизни, многие промыслительные удары Божьей руки вменяли в случайные неудачи, продолжая утверждаться в независимости от Него и себялюбивом эгоизме. Слуги хозяина, которых побили и убили они — боговдохновенные пророки, приходившие в рубищах, а не в злате, были изгоняемы как отребье мира. Сын хозяина — Сын Божий, пришедый открыть гибнущему народу объятья Отца Небесного, напомнить о смысле жизни, погибает от их рук: «И схватив Его, убили и выбросили вон из виноградника» (Мк. 12, 8)

И в тот же миг кончилась жизнь. Ибо Бог изгнан. Милость Божия отступила, давая место собственному человеческому злу.

Опустимся чуть ниже по священному тексту. Господь и далее обличает фарисеев и книжников и всех подобных им. Он называет их «гробами украшенными, которые внутри полны мерзости и всякой нечистоты, называет их сыновьями тех, которые убили пророков, называет их змеями и порождением ехидны».

Господь Иисус Христос им, а через 2000 лет и нам, показывает, что не зря Он так о них говорит. От того, в ком нет веры в Бога, в ком нет любви к Богу и ближнему своему, от такого человека отворачивается и сам Бог. А вместе с Ним отступает спасительная благодать и помощь Его: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23, 38).

А что же происходит когда мы, о которых Господь сказал: «Вы есть храм Духа Святаго» остаёмся без Бога, остаёмся пусты? В опустевший храм вселяется диавол и он здесь уже полноправный владелец, ибо мы сами наделили его этими правами!

О таком случае есть пример в Евангелии, когда сатана вошёл в Иуду Искариотского. О сем толкует нам святитель Иоанн Златоуст: «И самый этот образ обличения мог тронуть его, если уже он не устыдился и трапезы, вкушая от одного хлеба. В самом деле, пусть общение в трапезе не тронуло его; но кого бы не привлекло и то, что он принял от Христа хлеба? Но его не привлекло. Потому-то и «вошел» тогда «в него сатана«, посмеявшись над его бесстыдством. Пока он был в лике (апостолов), сатана не смел войти в него, но извне нападал на него; а когда (Христос) обнаружил его и отлучил, тогда уже безбоязненно вошел в него. Так как он был столько развращен и неисправим, то его не следовало долго держать в лике. Потому-то Христос наконец и изверг его; а когда он был извержен, тогда овладел им сатана и он, оставив собрание, вышел ночью».

Извержение Иуды из апостольства явилось только следствием злодеяния. Сам он прежде этого изверг из себя любовь к Богу и веру в Него, забыв слова исповедания, сказанные апостолом Петром: «Ты есть Христос, Сын Бога Живаго!». Он сам виновен в своём извержении из учеников Христа. Но вернёмся к притче. Господь пророчески указал на воздаяние за злодейство виноградарей: «злодеев сих предаст злой смерти». И Его слова вскоре полностью исполнились, когда в 71-м году н.э. римские легионы практически стёрли Иерусалим с лица земли. Тогда погибло более полутора миллионов человек. Иосиф Флавий — знаменитый иудейский историк, с ужасом описывает эти события.

И вот уже двадцать столетий возделывается новый сад жизни, где всё от Бога и всё Им, и всё к Нему. А камень жизни — Христос Бог, которого убили прежние делатели, стал во главу угла, и этот краеугольный камень в основании данного нам нового виноградника — основатель нашей Православной Церкви, которые никакие силы ада одолеть не смогут.

Но почему мы, Новый Израиль, опять ощущаем на себе дыхание Гнева Божия? Стихийные бедствия сменяют одно другое; то солнце яростно пожигает виноградник жизни, то проливные дожди обещают голод, то опустошительные пожары и землетрясения несут смерть живущим. И новые, страшные болезни свирепствуют на земле. А лохматое, страшное зло разгуливает свободно, вламываясь в жизнь, и руками человека — двигателя своего, сеет разрушение и смерть. И человек становится изощрённее беса во зле.

Всё чаще и чаще слышим мы в средствах массовой информации призывы так называемых приверженцев «веры отцов», а на самом деле — самых настоящих идолопоклонников, приобщиться к поклонению древним «богам» Руси, воздать хвалу Перуну и иным «богам отцов наших», поучаствовать в различных «безобидных» и весёлых обрядах и «всё у вас будет в жизни просто отлично»!

И самое страшное, что люди приходят на эти «игрища». Повторяя печальную судьбу древних иудеев, которые, не дождавшись Моисея на Синайской горе, в течение каких-то 40 дней отлили из золота тельца и стали поклоняться ему как богу. Как будто не было чудесного бегства из Египта по дну моря, не было огненного столпа, освящающего и руководящего их в пути, не было манны, которой питал их Творец в пустыне. За это отступники — идолопоклонники были поражены смертью. И что же? Наши люди, зачастую крещённые, но забывшие или так и не познавшие заповеди Божии, с цинизмом топчут святыню, бесчестят своё крещение, а значит и веру в Бога. Глядя на всё это из нашей души невольно вырывается отчаянный крик: «Господи! Как Ты ещё нас терпишь и не погубил нас как Содом и Гоморру?!». Но Господь терпит, и значит, есть ещё праведники в мире, которые молятся за всех нас, значит, есть ещё время для покаяния и исправления. И основание сих праведников, а значит и наше с вами — краеугольный камень — Христос! Это твердейшее основание нашей веры не могут поколебать ни гонения, ни унижения, ни даже смерть. Христос победил смерть и нам даровал жизнь вечную. Лишь сами мы можем отлучить себя от своего Творца, сойти с этого незыблемого основания — Христа Бога, и избрать себе в основание страсти, пороки и грехи. Если мы не раскаемся, то погибнем в этих капканах.

Так не забудем, что краеугольный камень жизни — Бог. Поспешим же делать дела Божии, пока есть ещё время, — время собирания плодов. Отдадим Богу спелые гроздья добрых дел наших для Бога, ради Бога и во славу Божию творимых. Будем жить в Боге и с Богом, связывая своё своеволие и гордость, страшась участи отвергнутых Богом, да не отымется от нас Царствие Божие. «Призри с небесе Боже и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя». Аминь.

автор: протоиерей Николай Ронжин