Притча о безумном богаче

Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице

IMG_8618-1И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

(Лк. 12:16-21)

Дивную евангельскую притчу предлагает нам Матерь-Церковь в нынешнее воскресенье. Огромный смысл она в себе несет. Ведь никогда Бог не осуждает богатство человека, как фактор. Везде, и в этой притче в частности, Господь взывает к правильному отношению человека к материальным благам. Как пишет Феофан Затворник: «коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему». (Свт. Феофан Затворник — Мысли на каждый день года).

И мы помним множество святых угодников Божиих, как раздавших все свое имение и спасающихся в нищете и лишениях; так и очень обеспеченных, и прямо скажем богатых, но эти материальные блага не стали препятствием к спасению их души. Более того, они обращали свое богатство и власть в славу Божию.

Не осудил Господь и этого богача за то, что он собрал большой урожай, или за то, что решил построить новые житницы и собрать туда урожай. Не грех построить новые вместительные амбары, дабы не погиб собранный урожай.

Но … «грех рождается там, где само по себе доброе произволение используется не вовремя и не кстати» (протод. Андрей Кураев). Вслед за доброй мыслью, последовала греховная и разрушающая душу мысль: «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Эта мысль насквозь пронизана именно тем самым греховным отношением к сущности материальных благ. Не Бог стоит центром такой жизни, и даже не окружающие люди, а — «бери от жизни все!». Я богат — все дороги мне открыты. Мне не надо ставить ни каких жизненных целей. Лишь только полная наслаждений и плотских утех жизнь.

Эта мысль действительно греховна, и греховна по очень простой причине — даже здесь на земле, живя подобной жизнью, мы просто уподобляемся животным — ведь животное живет, чтобы есть, а человек ест, чтобы жить. Другие — вертикальные — должны быть ценности у человека. Вот я, и вот Бог. Я не просто черточка на могильном холме между дат, не только набор костей мяса и кожи, я не просто обед червям, я — Личность. Во мне есть то, что нельзя пощупать. И мне придется дать ответ перед Богом за каждый мой шаг. И никакое богатство меня от этого не спасет. С собой, в вечность, я не заберу и коробка спичек… Если меня призывает к Себе Бог — никакие деньги не способны и на секунду продлить мою жизнь.

Это и говорит Бог этому безумцу: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Вот как это комментирует праведный Иоанн Кроншадтский «Жалкое состояние души богача. Кому достанется то, что ты заготовил, говорит Господь богатому в притче. Ужасное состояние! Уготовал несметное богатство, а Бога и душу потерял и на вечную муку ее уготовал. Поди, все, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10, 21), говорит Господь богатому юноше».

Заканчивается притча такими словами Господа: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».  За толкованием последних строк этой притчи снова обратимся к святителю Феофану Затворнику: « … Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть «собирают» не «себе, а богатеют только в Бога». А так как богатство от Бога, то, когда оно течёт, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному даёт, Богу даёт. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, — богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоят в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния».

Любой человек, с любым достатком, должен осознавать, что хозяин всего в моей жизни — Бог. Нельзя ни к чему земному, временному прилепляться сердцем. Как писал Авва Исаия: «…у Него [у Бога] нет лицеприятия ни к малому, ни к великому, ни к богатому, ни к бедному, но произволения (доброго) ищет Он, и веры в Него, и исполнения заповедей Его, и любви ко всем». Поэтому всегда надо находить в себе силы делиться с неимущими, творить добрые дела. Если центр моей жизни Бог, Божии заповеди и Божий закон, то тогда материальные блага не только улучшают условия моей жизни, но и даже содействуют «обогащению в Боге». Человек собирает тогда те сокровища, которые Евангелие именует «сокровищами на небесах».

Закончу же словами проповеди Святейшего Патриарха Кирилла: «Для того чтобы с нами не происходили беды, о которых мы узнаем едва ли не каждый день из новостей; для того чтобы наконец выправился исторический путь народа нашего, мы должны научиться богатеть в Бога. Не пропивать свои деньги, не расточать их в распутстве, не жить сегодняшнем днем, не брать силой от жизни все, чтобы только получить больше наслаждений, но все, что дает нам Бог, обращать во благо, дабы наши повседневные человеческие труды обретали вечное и непреходящее значение, приближая к нам Божие Царство». Аминь.

Автор: протоиерей Валерий Галущенко