Притча о богатом и Лазаре

Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

ShadrinСвятое Евангелие, как божественная весть, имеет своей первостепенной целью явить нам пришедшего в мир Господа нашего Иисуса Христа, как долгожданного Спасителя искупающего грехи человеческого рода. Но кроме учения о спасении и других догматических истин, в нём содержится и много тем касающихся нравственности, которая, в свою очередь, напрямую затрагивает социальные отношения между людьми.

Человеку, природа которого повреждена грехом, очень сложно иногда разобраться самостоятельно в том, что хорошо, а что плохо. Родовые отношения, этнические и культурные ценности часто помогают людям разграничивать доброе и злое, но их, на «фронте человеческой души» часто не хватает, и здесь на помощь приходит закон запретов, нарушение которых карается «по всей строгости». Но кто нарушил, и нарушил ли он закон, опять определяют те, же люди, и часто не беспристрастно.

Таким образом, мы видим, что однозначная и окончательная оценка наших поступков и намерений лежит за пределами социальных институтов семьи и государства, первый подходит с лицеприятием, второй слишком формален. Вспомним для примера, историю «блудного сына» и справедливый гнев его «старшего брата», мы помним как его негодование, утонуло в отеческой любви родителя. И другой пример, с осуждённой на побитие камнями блудницей, которую привели к Господу на суд. Что мы видим, осуждаемые совестью законники забыли о формальных требованиях закона и дали место человеческой жалости. Так мы видим, что закон и отношение к нему, часто выходят за пределы своей категоричности, и уходя в плоскость личностных отношений, в мир совести границы которой не возможно очертить никакими законами и запретами.

И сегодняшнее Евангелие от Луки (гл. 16), в котором повествуется о богаче и бедном Лазаре, так же касается темы человеческой совести, которая может быть чуткой, или напротив «спящей», до своего крайнего предела называемого между людьми «бессовестностью».

Так, говорит Господь в своей притче:

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

 В лице жестокосердного богача, мы легко узнаём человека бессовестного, мир которого вертится только вокруг него, все происходящее за дверями его дома его нимало не трогает, он сыт и вполне доволен своей жизнью, как в стихе у А.С. Пушкина: «Он был доволен сам собой, своим обедом и женой». И сердце его огрубело, заплыло «жиром сладости» и стало бесчувственным к боли другого человека. Именно поэтому, говорит Иисус Христос: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф., 79 зач., 19, 16-26). Богатство бремя, которое не многие могут вынести без вреда для своей души.

И вот случилось обычное, между живущими на земле людьми, так и богач и нищий Лазарь познали на себе «острие меча смерти», и души их были взяты от тел своих, и переселены  в загробный мир. Но участь их была различной:

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Мы видим, что та справедливость о которой мы часто плачем, не находя её в окружающем нас мире, в отношениях между людьми, в социальных несправедливостях и несовершенстве человеческих законов, в конечном итоге обнаруживает себя в будущем мире. В мире божественной любви, где только и могут уживаться такие противоречивые категории как милосердие и справедливость. В этом мире нет места холодному формализму и корыстному, личностному попустительству.

Нищий Лазарь, за своё терпение и беззлобие, ангелами восхищается в область вкушения плодов своих добродетелей, где и живут праведники. А богач пресыщенный чувственными сладостями, как тонущий корабль, опускается на дно преисподней. И уже оттуда, лишённый всех своих богатств, нищий и измученный жаждой сладострастия, богач возносит свою молитву к праведному Аврааму, как, когда то молили о помощи его самого Лазарь и другие обездоленные.

И здесь, для нас, важен ответ праотца Авраама, как утешение всем социально обиженным и лишённым «радостей земной жизни»:

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Это и называется «праведным мздовоздаянием», когда каждый получает по вере и по делам своим. Ни деньги, ни родословные и этнические связи, ни, тем более, привилегии власти, в Царствии Божьем нам не помогут, здесь иные ценности и они духовного содержания, как «чистое сердце» которому открывается Всевышний Бог. А потому, та нравственная пропасть, которая вырастает между людьми и Богом, в будущей жизни не может быть преодолена одним своим желанием. Эту пропасть греховного отчуждения, мы должны преодолеть в земной жизни искренней верой в Господа Иисуса Христа и добродетельной жизнью по заповедям Его.

Эти слова Господа нельзя понимать как утверждение в бесплодности молитв о усопших, как это понимают некоторые сектанты. Словами о непроходимости из одного мира в другой Господь отмечает лишь то, что умершие в духовном отчуждении, без покаяния, настолько губят свою душу, что она становится непослушной к Божьим заповедям и голосу совести. Такая душа становится подобной демону, а потому и нечувствительна к божественной благодати. Что и подтверждают нам последующие слова из диалога богача и Авраама:

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Как мы знаем из истории человечества, Господь Иисус Христос Своим воскресением дал миру это свидетельство, а для иудеев воскресил даже и некоторых из праведников: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мтф. 27. 53). Как мы знаем, далеко не многие уверовали в Господа среди Его народа, на них оправдываются слова праведного Авраама: «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Для нас же, воскресение Иисуса Христа есть явное доказательство, как реальности загробного мира и существования человеческой души, так и оправдания веры в воскресение мёртвых, когда божественная справедливость навсегда поселится среди людей, за что слава Господу Иисусу вместе с Отцом и Святым Духом. Аминь.

 Автор: протоиерей Анатолий Шадрин