Слово в Неделю о Страшном суде

Слово в Неделю о Страшном суде

sudНаста день, уже при дверех суд,  душе бодрствуй,

идеже царие вкупе и князи, богатии и убогии

собираются и восприимут по достоянию

содеянных от человек кийждо.

(Из канона Недели Мясопустной)

В нынешнем евангельском чтении о Страшном суде Христовом святая Церковь изображает ужасные последствия беззаконной жизни; устрашает тех, кто не хотят образумиться и возвратиться от греха с раскаянием под отеческий кров небесного Отца. Однажды великий князь Владимир, еще, будучи язычником, посмотрев на картину Страшного суда, поражен был горькой участью беззаконников. Он понял свои преступления и с тех пор стал искать примирения с Богом, которое и нашел в недрах Церкви.

Как же мы не понимаем евангельское предостережение относительно предстоящей всякому человеку участи в загробной жизни? Как не трепещем при мысли о своей неготовности к оправданию на Страшном суде Христовом? Не должен ли каждый блюсти себя от падения в бездну неправды, где навсегда и безвозвратно душа погибает, если заблаговременно не образумится! Всякий грех, нами совершенный, как бы налагает на поверхность души черту порока, и эти пятна после смерти так ясно откроются, и так отчетливо будут отличать праведника от грешника; как отличается красивый цветочек от сорняка. И вот если эти порочные пятна не будут заблаговременно омыты слезами покаяния, душа со стыдом предстанет пред ликом Божиим и отринется от Царствия Небесного, куда «не войдет ничто нечистое» (Откр. 21:27).

Почему же мы так мало думаем о личной небесной участи, мало готовимся к ответу перед Богом? «Бог милосерд — успеем еще покаяться», — так говорят беспечные, постоянно откладывая обязанность исправления и раскаяния. Быть может, время Второго пришествия еще далеко. Но, разве можем мы быть уверенными, что смерть не подойдет к нам внезапно, и мы не подготовленными очутимся на Страшном суде. Ежеминутно нужно помнить — «Судия пред дверьми стоит» (Иак 5:9).

Ничто так не может отрезвлять человека от страстей и бесполезных увлечений, как память о будущей ответственности и вечном воздаянии за жизненные поступки. «Помни последняя твоя, то есть суд, ад, царствие небесное, и вовеки не согрешишь» (Сир 7:39). Но, нужно учитывать, что нельзя себя настолько подавлять и угнетать, чтобы не приобрести чувства безнадежности и отчаяния. Мы, христиане, находимся не под игом рабства, а под сенью благодатной свободы. Потому не страх, но любовь должна вдохновлять нас в нашей общественной деятельности. «Не даде бо нам Бог дух страха, но силы и любви» (2 Тим 1:7). Если мы имеем такую любовь, то будем иметь и дерзновение в день суда. «В любви нет страха», — говорит апостол Иоанн, «но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1 Ин 4:18).

Каждому из нас при представлении себе вечной жизни не следует вдаваться в один бесполезный страх и трепет, а непрестанно поддерживать в душе такую горячую любовь, которая и страх сможет разогреть как лед.

Будем веровать, что «Сам Господь Иисус Христос, возлюбивший нас и давший утешение вечное, и надежду благую» (2 Фес 2:16), в грозные минуты последнего суда утешит наши сердца. К укреплению в нас этой надежды и служит то, что Церковь ежедневно побуждает нас молиться просить у Всевышнего благодатной помощи…

Но, питаясь надеждой на милосердие Божие, мы не должны забывать, что Господь не спасет нас без нашей же воли, и попечение Божие ниспосылается только тем, кто добрыми поступками заслужили его. Нетленный венец славы не дается без подвига. Сам Господь указал нам путь по своему примеру: «Аще кто хочет по мне идти, да отвергнется себе и возмет крест свой и по мне грядет», —  говорит Спаситель. Не все, например, могут понести подвиг мученичества, иночества, исповедничества. Но всем нам указан путь приближения к Богу и получения небесного венца в подвигах любви и милосердия. И в евангельском изображении суда Христова ясно показывается, что прежде всего на этом суде воспомянутся дела христианской милости. Те из нас, которые по благому зову сердца с любовью уделяли бедным, нуждающимся в пище, питии, одеянии, которые странных и бесприютных прикрывали от темной ночи, от стужи и зноя, которые старались доставить нуждающимся помощь и утешение, посещали с той же целью страждущих, озлобленных, те на суде Христовом несомненно удостоятся оправдания и небесной награды. Потому что Христос благоволит всякому благотворению, оказываемому ближним, говоря: «понеже сотвористе единому сих братий моих, мне сотвористе».

В храм ходит много народа, и большинство этих людей друг друга не знают даже по имени — я уже не говорю про то, что не знаем бед и горестей друг друга. А нас сектанты корят: «Какие же вы христиане? Вот мы — друг другу помогаем». Это правда: пока мы с вами не христиане, пока мы друг друга только уговариваем быть христианами.
Мы пришли в Церковь, Господь одарил нас верой и милостью, и у нас есть время для того, чтобы начать наш христианский подвиг, который должен совершаться не в монастырях, а в повседневной жизни. Для того, чтобы совершать подвиг христианский и подвизаться, нужно всего-навсего жить среди окружающих так, чтобы они, как сказано в Евангелии, «Видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного». Пора нам за эти дела браться, дорогие братья и сестры.
Когда мы приходим в храм, и нам нечего принести Богу, не с чем предстать пред Ним — это и есть Страшный Суд. Пора нам приходить сюда с каким-то итогом и на исповеди говорить: «Батюшка, я грешен тем, что сделал то-то и то-то, а вот этого я не сделал, хотя должен был, но я обязательно сделаю», — потому что вера без дел мертва. Пора нам перестать уже спать и дремать — пора начать жить по-христиански: отрывать от своей жизни «кусочки» и делиться ими с ближними, потому что в любую ночь Господь может сказать нам: «Безумный, душу твою сегодня возьмут у тебя, кому останется все, что ты заготовил и собрал?» И так будет со всяким, кто не в Бога богатеет.
Мы ничего не унесем собой из этого мира. Все, что в этом мире подается — тленно и дано лишь на один день, на сегодня, для того, чтобы мы смогли использовать все это, творя добрые дела, которые придут с нами на Страшный Суд Христов. Да не постыдимся на нем! Аминь. 

Иеромонах Владимир (Ракк)