Время действовать по Евангелию

Слово в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

PahomovВо имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее воскресное Евангелие благовествует нам святой апостол и евангелист Марк. Он начинает свое повествование с рассказа о проповеди Иоанна Крестителя у берегов реки Иордан. Святой пророк Божий Иоанн называется Предтечею, как пришедший к людям приготовить их к принятию грядущего Мессии. В Ветхом Завете указывалось о Предтече Господа нашего Иисуса Христа пророком Божиим Малахией: «вот, я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мал. 3:1). Святой пророк Иоанн послан был от Бога для обличения иудеев, чтобы они, познав свои грехи, покаялись и приняли Христа, ибо кто не осознает своих грехов, тот не приходит в покаяние.  Находясь в пустыне с самого своего детства, приготовив себя постом и молитвой, всей своей жизнью к служению, как избранный Богом драгоценный сосуд, Иоанн явился народу, чтобы  возвестить о Мессии — грядущем Спасителе чрез покаяние и крещение. Очень многие приходили послушать проповедника: одни для научения, другие же ради любопытства. Иудеи и иерусалимляне крестились и исповедовали свои прегрешения, и страх Божий присутствовал в людях, многие плакали и сокрушались о грехах своих.

Через века слышится призвание и голос пророка Божьего Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!». Иудеи были гордыми людьми, посему призывает их пророк Иоанн и побуждает к покаянию. Царствием Божиим называет 1-е и 2-е пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Если мы, живя на земле, устремляем себя к небесному, стараемся вести христианский образ жизни, то имеем уже в себе зачатки Царства Небесного.

Пророк Божий Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный, ел акриды и дикий мед. Он располагал людей к покаянию и словом и самим своим видом. По иудейскому закону верблюд сам по себе животное получистое — полунечистое; чист, потому что относится к жвачным, а нечист, потому что имеет нераздвоенные копыта. Исходя из этого некоторые толкователи Священного Писания связывают его одежду из верблюжьих волос с тем, что Иоанн приводил к Богу и мнимо-чистый народ — иудейский и нечистый — языческий, и был серединой между Ветхим и Новым Заветом. К тому же, все святые в Писании представляются препоясанными — это прообраз непрестанно пребывающих в труде (потому что нерадивые, как то были сарацины, не препоясывались), и еще прообраз умертвивших в себе страсти, т.к. кожа является частью мертвенного животного. Пища Предтечи —  акриды — по одному из предположений это верхушки травы — нечто подобное «рожкам», которыми кормили свиней в притче о блудном сыне. Этот вид растительной пищи был зачастую основной пищей самых бедных слоев населения. Имелась даже поговорка, что никто не может по-настоящему покаяться пока не попробует пожить на этих побегах. Потому, проповеднику покаяния было бы вполне естественно жизнью показывать это покаяние. Под диким медом разумеется мед диких пчел, полагаемый ими в деревьях и между камнями.

Хотя народ и крестился в Иордане от пророка Иоанна, но Иоанново крещение не имело силы отпускать грехи. Иоанн проповедовал только покаяние и приготовлял к оставлению грехов, т.е. вел народ Божий ко Крещению Христову. Грехи отпускались Самим Христом. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Чтобы кто не подумал, что Христос пришел тоже к Иоанну с покаянием, пророк и спросил, для чего Он пришел. Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан для того, чтобы было известно народу, кто он, и пророк Иоанн всенародно указал на Мессию. Христос пришел, чтобы исполнить закон (правду), и пророк Иоанн, исполнив послушание, крестил Господа. Дух Святой нисходит на Иордане на Господа не потому, что Он имел в этом нужду, ибо по существу Он в Нем пребывает (говорит блаж. Феофилакт), но чтобы каждый из нас знал, что и на нас при крещении сходит Святой Дух. На Господа сходит Святой Дух после крещения, и слышен глас, указывающий, кто есть Мессия: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Небеса отверзаются для того, чтобы мы знали, что и нам при крещении отверзаются Небеса (врата Царства Небесного).

Затем Дух ведет Господа в пустыню, показывая нам этим, что после крещения или праведного дела, благословленного Богом, надо особенно ожидать искушения. Господь Своим примером показывает, чтобы мы не унывали, ибо мы получили оружие не для того, чтобы поддаться искушению и провести время борьбы праздно, но для того чтобы сражаться. В пустыню уходят для того, чтобы дьявол возымел дерзость напасть на человека, ибо, когда мы наедине с собой, то часто приходят разного рода помыслы, отвлекая от молитвы. Будем упражняться уходить в пустыню души своей, беседуя и размышляя о Боге в молитве к Нему, внимая написанному святыми отцами, поучаясь у них премудрости.

Господь ушел в пустыню для поста и молитвы, находился среди хищных зверей, которые не прикоснулись к Нему. Как написано у пророка Давида: «на аспида и василиска наступиши, победиши и льва, и змия» (Пс. 90). Христос восстанавливает то соотношение со зверями, в котором они находились с человеком до грехопадения Адама.

Ангелы приступили и служили Ему уже после того, как Он победил искусителя. Услышав, что Иоанн Креститель брошен в темницу, Иисус удаляется из Иудеи в Галилею, показывая, что и нам не должно нарочно искать искушений, но удаляться от них, а если впадаем, то терпеть с надеждой на Бога. Заметим, что, когда Иисус вышел на проповедь, он говорит не так, как пророк Иоанн, взывая: «покайтесь, и приготовьте пусть Господу». Господь обращается к нам новыми словами, укладывая с нами Новый Завет: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», которое есть Христос и добродетельная жизнь. Покайтесь и веруйте в Евангелие, ибо ныне настает время действовать по Евангелию, как говорит св.блж.Феофилакт. Аминь.

 

Автор: иерей Андрей Пахомов