Вы дайте им есть

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

8th WeekВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресном евангелии от Матфея (Мф.14, 14-22) повествуется о чудесном насыщении Господом нашим Иисусом Христом пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, в ответ на просьбу апостолов отпустить голодный народ.

После мученической кончины Иоанна Крестителя, Иисус Христос, услышав, что Ирод ищет случая видеть Его (Лк. 9:9), вознамерился оставить его владения и удалился со своими учениками в лодке в пустынное место (близ г. Вифсаида-Юлия на северо-восток от Генисаретского озера) для отдохновения. Народ узнал об этом и, обогнув пешим ходом берег Галилейского моря, нашел их. Когда Спаситель вышел из лодки на берег, то, увидев множество людей, сжалился над ними. Ради Него они оставили свои дома и следовали за Ним так далеко. Поэтому, несмотря на усталость, Он беседовал с ними о Царствии Божием и исцелял больных, не требуя от них как прежде свидетельства веры, но вменяя за оное их усердие и труды. Когда же настал вечер, ученики Его сказали Ему: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Иисус сказал им на это: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Господь повелевает им накормить народ, хотя и знал, что они не имели пищи для насыщения такого множества. Этими словами Он возбуждает в них веру в Свое всемогущество и приготовляет их к совершению чрез Него чудесного насыщения народа.

По писаниям евангелистов Марка (Мк. 6:38) и Иоанна (Ин. 6:9), Иисус Христос перед совершением чуда повелел ученикам осмотреть, сколько у них в наличии имеется хлеба. Оказалось всего пять хлебов ячменных и две печеных рыбки, и то не у самих учеников, а у одного мальчика из народа. Осмотреть все припасы нужно было для того, чтобы удостоверить всех, что больше запасов не было и, таким образом, во всем величии явить всемогущество Божие.

Иисус велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил все и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики — народу. Как повествует евангелист Марк (Мк. 6, 39-40), Господь повелел апостолам (для удобства раздачи хлеба) рассадить всех на зеленой траве (ибо это событие было перед Пасхою и, обычно пустынная долина была еще зелена) семью рядами по сто и по пятьдесят человек.

weekВзяв хлеб и рыбу, Господь воззрел на небо, научая нас, чтобы мы всякий раз приступая к трапезе, воздавали славу и благодарение Богу. Затем Он благословил хлебы, как это обыкновенно делал глава семейства при трапезе, и преломил (На востоке хлебы пекли тонкие и хрупкие, потому их преломляли руками, а не резали ножом).

«И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. Насытились все пять тысяч человек, и сверх того женщины и дети».

Двенадцать апостолов раздавали в коробах хлебы, они же и набрали оставшихся от трапезы кусков двенадцать коробов. Учитывая слова Евангелия, можно предположить, что всего евших было около десяти тысяч.

«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ».

Почему так быстро Иисус Христос хотел удалиться?

У евангелиста Иоанна (Ин. 6:15) говорится: «Иисус, узнав, что хотят прийти нечаянно, взять Его и сделать царем»… Слова эти объясняют, почему Он отправил учеников прежде Себя на другую сторону озера. Господь, узнав о желании народа провозгласить Его царем, и опасаясь, чтобы в Его учениках не поселилась та же мысль, столь несогласная с целью пришествия Его на землю (ибо царство Его не от мира сего), повелел ученикам Своим немедленно войти в лодку и отправиться на другую сторону озера (к Вифсаиде, из которой происходил апостолы Андрей и Петр), пока Он не отпустит народ и не успокоит его.

В начале сегодняшнего евангельского повествования, когда ученики просили, чтобы народ был отпущен, Господь сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть».

Будем вспоминать эти слова братья и сестры, всякий раз, когда враг нашего спасения будет внушать нам отказать просящему. Будем говорить от лица Господа: «Не нужно им идти, вы дайте им есть», — и дадим просящему, что найдется, что Господь послал. Враг будет внушать, что просящий возможно не достоин помощи, но Господь не разбирал достоинства накормленных Им. Всех пришедших к Нему Он одинаково угостил. При этом, конечно, не все были Ему одинаково преданы; были, может быть и такие, которые потом кричали: «Распни»… Таково общее Божие промышление о нас.

Примером также для нас служит умеренность учеников — их было двенадцать, а имели они при себе только пять лепешек. Столь мало радели они о плотском, и сего малого не стали удерживать.

Помоги Господи и нам, быть милосердными и, даже мало имея своего, всякий раз давать посильную помощь нуждающимся.  Аминь.           

Иерей Петр Мисюра