Житие и чудеса святого пророка Божия Елисея

     N.Goncharenko Святой пророк Елисей  память которого мы празднуем 27 июня, родился в городе Авел-Мехоле (3 Цар 19:16) и был великим чудотворцем. Уже само рождение его сопровождалось чудесными явлениями. В городе Силоме золотая телица, которой совратившиеся в идолопоклонство израильтяне поклонялись, как божеству, и приносили жертвы, так громко закричала, что рев ее был слышен даже в Иерусалиме. Когда все весьма дивились этому, некий священник, исполненный Святого Духа, сказал: «Великий пророк Божий родился ныне, и он должен будет разрушить истуканов и сокрушить сильных!» 

     Когда Елисей достиг совершенного возраста, проводя жизнь в девственной чистоте, Бог призвал его на пророческое служение.  Святой пророк Илия, получил повеление от Бога помазать Елисея вместо себя в пророка. Когда Елисей пахал в поле, святой пророк Илия приблизился к нему, возложил на него свою милоть[1], и, передав ему волю Господню, нарек его в пророка, и повелел  ему следовать за собой. Елисей  последовал за Илиею и служил ему, поучаясь у него ведению тайн Божиих. Когда же Богу угодно было взять раба Своего Илию в вихре на огненной колеснице на небо (4 Цар 2:1-15), то Илия спросил у Елисея, какого дара он желает от Бога, который бы он, Илия, исходатайствовал ему молитвой своей.

      Пророк Божий Елисей«Проси, — сказал он, — что сделать тебе, прежде чем я буду взят от тебя».

      «Пусть будет, — сказал Елисей, — тот дар пророчества, и дар чудотворения, какой в тебе, вдвое более во мне! Дабы я мог заблудших  людей, уклонившихся в служение Ваалу[2], словом пророческим научить, подтверждая наставления свои чудотворениями, и через сие обратить их опять к единому истинному Богу».

      Илия  сказал  ему: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». И вот, когда они продолжили путь и беседовали, появилась огненная колесница и огненные кони, которые разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. Елисей же смотрел и взывал: «Отец мой, отец мой! Колесница Израилева и конница его!»

   Огненное восхождение пророка Илии и пророк Елисей   Когда Елисей перестал уже видеть огненную колесницу, далеко скрывшуюся от него вместе с Илиею в высоте, то он увидел спущенную Илией с высоты милоть, которая покрыла его, и он принял ее, как знак полученного сугубого духа Илии. Желая перейти реку Иордан, он милотию ударил по воде, — вода расступилась, и Елисей перешел посуху. Видевшие это чудо ученики пророческие, жившие в Иерихоне, убедились, что Дух Илии почил на Елисее и, придя к нему, поклонились ему.

      Однажды пророк Елисей шел в город Вефил, жители которого — израильтяне, отступив  от Бога  стали поклоняться  идолам. И когда он приближался к городу, то маленькие дети, игравшие возле дороги, встретив его и видя его плешивую голову, начали смеяться над ним и кричать: «Ступай, плешивый! Ступай, плешивый!»

      Пророк, проходя мимо, осмотрелся и видя, что они следуют за ним, продолжая насмехаться и кричать, проклял их именем Божиим. И вот выбежали из лесу две медведицы и растерзали из них сорок два отрока, остальные едва спаслись бегством в город. Этой казнью, пророк Божий по праведному суду наказал тех детей за поругание и пресек им жизнь, дабы, придя в мужественный возраст, они не явились более злыми людьми. Родители же их были наказаны этим за свое идолопоклонство и вместе получили горькое поучение воспитывать детей в страхе Божием и наставлять их благоговейному почитанию слуг Божиих.

  Однажды заболел проказой знаменитый воевода царя Сирийского, по имени Нееман, славившийся своей храбростью и военными победами. Болея продолжительное время, Нееман не находил врачей, которые бы могли исцелить его. Однажды сирийские воины привели из израильской страны взятую в плен девочку и отдали ее в услужение жене Неемана. Девочка  слышала от своих родителей о святом пророке Елисее и о великих чудесах, совершавшихся по его молитвам, и сказала о том своей госпоже.

      — О, если бы мой господин, — говорила та девочка, — побывал у пророка Божия, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!

      Слова девочки жена Неемана передала своему мужу, и он пошел к царю своему и стал просить, чтобы тот отпустил его в землю израильскую к пророку Божию для исцеления. Царь не только разрешил ему идти, но дал с ним письмо к царю израильскому Иораму.  Нееман, взяв с собой дары для человека Божия, — десять талантов[3] серебра, шесть тысяч золотых монет и десять перемен дорогих одежд — прибыл в землю израильскую и подал царю Иораму письмо от своего царя в котором  было написано: «Из моего письма, которое ты получишь, узнай, что я послал к тебе слугу моего Неемана, чтобы ты очистил его от проказы».

      Царь израильский  прочитав письмо царя сирийского, сильно опечалился и, разодрав на себе одежды, сказал:

      — Разве я Бог, Который один может умерщвлять и оживлять, что он прислал ко мне прокаженного человека, чтобы я очистил его от проказы? Не замечаете ли, что это он ищет предлога, чтобы начать войну против меня?

      Пророк Елисей, узнав, что царь очень опечален и разодрал одежды свои, послал сказать ему: «Что ты печалишься и зачем разодрал одежды свои? Пусть Нееман тотчас придет и узнает, что есть пророк Божий в Израиле».

      Нееман пришел с конями и колесницами и остановился у дверей дома Елисеева, пророк через посланного слугу сказал ему:

      — Иди, окунись семь раз в Иордане и тело твое будет таким, каким было ранее, и ты очистишься.

      Нееман почувствовал себя обиженным такими словами пророка и ушел, говоря: «Я ожидал, что он сам выйдет ко мне и, встав надо мной, призовет имя Бога своего, прикоснется рукой своею к прокаженным местам моего тела и очистит проказу, а он повелевает мне идти к Иордану. Реки Дамасские, Авана и Фарфар не лучше ли Иордана и всех вод израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?»

      И пошел Нееман обратно из Самарии в сильном гневе. Но на пути слуги его посоветовали ему послушаться повеления пророка Божия и сказали при этом: «Если бы пророк приказал тебе сделать что-либо очень трудное, разве ты не исполнил бы его повеления? А он тебе сказал только: окунись в Иордане и очистишься, а ты и этого не хочешь исполнить».

      Нееман послушался совета своих слуг, отправился на Иордан, и семь раз окунулся в реке, как велел ему человек Божий, и тотчас тело его очистилось. И возвратился он со всеми сопровождавшими его к святому Елисею и, став перед ним, сказал:

      — Теперь я знаю, что нет Бога по всей земле, кроме Израиля; посему прими от раба твоего дары эти, какие я принес тебе.

      И при этом предложил человеку Божию золото, серебро, одежды. Но святой Елисей сказал ему:

      — Жив Господь, Которому я служу, я не возьму у тебя ничего.

      Нееман начал убеждать пророка  принесенное, но он был непреклонен.

      Тогда Нееман обратился к святому с просьбой, сказав:

      «Дозволь рабу твоему взять земли, сколько можно увезти на двух парах мулов; привезя ее домой, я поставлю жертвенник Господу Богу Израилеву, ибо отныне раб твой не будет приносить жертвы никаким богам, кроме Единого Истинного Бога».

      Пророк  разрешил ему взять просимое и отпустил с миром. Когда Нееман ушел, слуга Елисея Гиезий начал размышлять: «Вот какую великую радость сделал Нееману Сириянину господин мой, а он не взял из рук его ни одного дара; пойду вслед за ним, догоню и возьму что-либо у него».

      И, встав, поспешил вслед за Нееманом. Нееман, увидел, Гиезия  сошел с колесницы и после приветствия  Гиезий сказал Нееману:

      — Господин мой послал меня сказать тебе, что сейчас с горы Ефремовой пришли к нему двое учеников пророческих, и он просит тебя дать для них талант серебра и две перемены одежд.

       Нееман сказал:

      — Возьми два таланта.

      И тотчас велел положить серебро в два мешка, и дал Гиезию двоих своих слуг, чтобы отнести посланное, а сверх того дал ему и две одежды. Гиезий, придя в вечерний сумрак домой, скрыл взятое в доме, а сам явился к господину своему.

      Пророк Божий Елисей спросил у него:

      — Откуда ты пришел, Гиезий?

      И услышал ответ:

      — Не ходил раб твой никуда.

      Тогда  Елисей сказал ему:

      — Разве сердце мое не ходило с тобой и не видело, как, сойдя с колесницы человек тот шел навстречу тебе, и как ты принял от него серебро и одежды; и разве я не знаю, что ты намерен на это серебро купить себе масличные деревья и виноградники, овец и волов, слуг и служанок? За это проказа Нееманова пристанет к тебе и к твоему потомству навеки.

      И вышел Гиезий от Елисея, покрытый проказой и белый, как снег.

   Деяния пророка Елисея  Славен был сей великий угодник Божий и в других дивных пророческих дарованиях и деяниях, как о том пространно повествуется в книгах Царств. Он предсказал семилетний голод в земле израильской (4 Цар 8:10). Предусмотрев смерть Венадада царя сирийского, он предсказал переход царства Сирийского в руки Азаила. Помазав Ииуя — одного из князей израильских — на царство (4 Цар 9:3), он возбудил его истребить богоненавистный идолопоклоннический Ахаавов дом и всех жрецов и волхвов вааловых.

В царствование Иоаса — внука  Ииуя — человек Божий Елисей, будучи уже глубоким старцем, разболелся. Царь израильский Иоас пришел навестить его и, плача над ним, говорил:

      — Отче, отче, колесница израилева и кони его!

      Елисей сказал ему:

— Возьми лук и стрелы, открой окно к востоку, где находится Сирия, и натяни лук со стрелой.

      Царь исполнил это. Пророк же Божий, положив свои руки на руки царя, сказал: «Пусти стрелу к Сирии».

      И царь пустил стрелу. Пророк сказал:

      — Стрела эта — стрела спасения Господня, и ты победишь Сирию.

      И опять велел царю взять в руки лук и стрелы. Царь взял. Пророк сказал ему:

      — Ударь стрелой по земле.

      Царь ударил три раза и остановился. Человек Божий разгневался на него, сказав:

      — Если бы ты ударил пять или шесть раз, то победил бы Сирию окончательно, теперь же ты нанесешь ей только три поражения.

      Так пророчествуя царю, святой Елисей скончался и был погребен с почестями.

      Не только при жизни пророк Елисей творил чудеса, но он и по смерти своей явил себя чудотворцем. Через год после его смерти несли хоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян[4], которые производили набег на землю израильскую. Несшие умершего еще издали увидали неприятелей и бросили труп в близ лежащую пещеру. Это была та пещера, в которой покоился прах пророка Елисея.  Лишь только мертвец коснулся костей пророка, как тотчас ожил и, выйдя из пещеры, пошел в город. Так и по смерти Бог прославил Своего угодника. Дивен Бог во святых своих Бог Израилев. 

По материалам книги «Жития Святых» святителя Димитрия Ростовского


 [1] Милоть — от греч. ?????? — «овчина», верхняя одежда, грубое одеяние из овечьих шкур, или власяница (4Цар 1:8; Евр 11:37; ср. Зах 13:4) была одним из отличит. признаков пророков.

[2] Ваал — (господин; 3Цар 18:9. Ис 46:1, Иер 9:14) — название бывшего языческого божества, боготворимого в Финикии и Сирии, а первоначально название божества, под которым некоторые из древних восточных народов боготворили солнце. Так как Ваалу покланялись под различными видами, и при том в разных странах, то для точности к названию Ваал прибавлялось название и самого места, как например Ваал-Гад, Ваал-Пеор, и все эти названия сливались в одно общее название Ваалам (3Цар 18:18). В книге прор. Иеремии (19:5) прямо говорится, что Ваалу приносились человеческие жертвы. Для поклонения ему выбирались возвышенные места, и на служении ему состояло множество жрецов и пророков. Ваалам и Астарта служили общим названием всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. В позднейшие времена, как говорят историки, обоготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и, как предполагают, было общим на Британских островах. Поклонение Ваалу было главным и при том обычным грехом древних Евреев. Особенно при Ахаве для служения сему языческому божеству содержалась весьма многочисленная корпорация языческих жрецов. В (3Цар 18) содержится эффектное и картинное повествование о том, как прор, Илия посрамил языческих служителей Ваала. Какая величественная и горькая ирония слышится в словах прор. Божия Илии, обращенных к ним после тщетных попыток их свести огонь с неба на приготовленную жертву: «кричите громче, с насмешкою говорил им Илия, ибо он (т.е. Ваал) бог; может быть он задумался, или занят чем либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется’.» Идолослужение у древних Израильтян Ваалу сопровождалось большою торжественностью и пышностью. Ему воздвигались капища (3Цар 16:32), в которых ставились идолы (4Цар 10:26). Участвовавшие в идолослужении надевали на себя особые для сего одежды (4Цар 10:22). При служении этому идолу, жрецы, для привлечения его внимания и милости, скакали кругом жертвенника и испускали громкие крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью (3Цар 18:25-28).

[3] Талант — денежная единица и мера веса в древности, равная 3000 сиклей (36 кг) (Исх 38.25-26) (ср. 4Цар 5.23). В некоторых местах, очевидно, употребляется фигурально (2Цар 12.30; Отк 16.21). Это слово только благодаря притче Спасителя (Мф 25.14-30) приобрело современное значение — дар, способности. Раньше оно этого значения не имело.

[4] Моавитяне — Моав, потомки Моава, грубые идолопоклонники, поклонявшиеся Хамосу и Ваалу, которых чтили безнравственным богослужением и которыми пытались соблазнить израильтян (Ос 9.10). Они пригласили Валаама, чтобы проклясть Израиля, а в последующие дни часто вели против него и военные действия, за что над ними был произнесен суровый приговор (Втор 23.3). Все пророчества о них (Иер 48.9; Ам 2.1; Соф 2.9) сбылись — ныне их земля пустынна и необитаема. Но в последние дни Господь обещает вернуть плен Моава (суд на Моава доселе, Иер 48.47). Из этого народа была Руфь (Руф 2.6), которая пришла с Ноеминью к ее народу и ее Богу, стала женой Вооза и упомянута в родословии Иисуса Христа.