baner

Священномученик Сергий, архиепископ Мелитопольский и Елецкий

Александр Михайлович Зверев родился 24 февраля 1870 года в селе Ново-Павловка Бердянского уезда Таврической губернии (ныне – Запорожская область) в семье священника. Обладая способностями к наукам, Александр с отличием оканчивает Таврическую духовную семинарию. Также успешно он оканчивает юридический факультет Московского университета и певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Но, влекомый Благодатию Божией, Александр решил идти по стопам отца. В 1897 году он окончил Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословския, преуспев в науках и благочестии.

8 августа 1899 года епископом Таврическим Николаем (Зиоровым) Александр Михайлович был рукоположен в сан иерея, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви. В том же году о. Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища, затем – председателем Симферопольского отделения Таврического епархиального училищного совета. 19 сентября 1912 года за заслуги перед Церковью отец Александр возводится в сан протоиерея. В 1919 году он назначается смотрителем мужского Духовного училища; до 1920 года служит в Министерстве народного просвещения. В 1921 году о. Александр – второй священник, а затем – исполняющий обязанности настоятеля Петро-Павловского Симферопольского собора.

Но времена менялись. Для о. Александра, как и для многих священнослужителей, приближалось время исповеднического подвига. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Архиепископ Таврический Никодим (Кротков), будущий священномученик, пошел навстречу призывам властей и благословил приходам и верующим оказать посильную помощь голодающим. Но целью кампании было не столько изъятие ценностей, сколько физическое истребление наиболее стойких и активных церковно- и священнослужителей, в первую очередь – владыку Никодима. Прежний управляющий Таврической епархией архиепископ Димитрий (Абашидзе) в это время находился под домашним арестом в Топловском монастыре. В июле 1922 г. священноначалие приняло тайное решение – рукоположить вдового протоиерея Петро-Павловского собора Александра Зверева во епископа. Монашеский постриг с именем Сергий был совершен 28 августа на подворье Космо-Дамиановского монастыря. А на следующий день архиепископом Никодимом (Кротковым) и архиепископом Димитрием (Абашидзе) иеромонах Сергий был возведен в сан епископа. Указом владыки Никодима в Мелитополе была учреждена викарная кафедра для Мелитопольского, Бердянского и Генического уездов, входивших в это время в Запорожскую губернию. Викарием был назначен епископ Сергий.  

Рукоположение епископа Сергия оказалось своевременным. Вскоре архиепископ Никодим был арестован, в декабре 1922 г. осужден на 8 лет тюремного заключения, и отправлен с некоторыми из своих клириков для отбывания наказания в нижегородскую тюрьму. Владыка Димитрий был арестован 11 апреля 1923 г. и выслан за пределы Крыма. Епископ Сергий также был привлечен к уголовной ответственности, но «за недостатком улик» получил один год условно, и сразу же после суда отпущен. Из-за судебных разбирательств, неопределенности канонического положения Таврической епархии, противодействия обновленцев, которые беспрерывно писали доносы в ГПУ, НКВД и другие органы власти, епископ Сергий смог приступить к исполнению своих обязанностей на Мелитопольской кафедре лишь после единогласного избрания его съездом духовенства и мирян Мелитопольского уезда. Этот съезд состоялся в Мелитополе 13 февраля 1923 года. 21 февраля 1923 года владыка был официально утвержден в своей должности.

Многотруден архиерейский крест во столь страшное время разброда и всеобщего шатания, когда встает брат на брата и проливается христианская кровь. Велика ответственность архиерея за каждую христианскую душу, вверенную ему Господом, но и велика благодать, укрепляющая доброго пастыря на его тернистом пути исповедника. Невзирая на непрекращающуюся травлю обновленцами, все возрастающее давление властей и бытовую неустроенность, – в это время епископ Сергий остро нуждался и даже голодал, – он не оставлял архиерейским попечением свою паству. В апреле 1923 года во время разразившегося на территории Таврической епархии голода владыка призывает оказать помощь голодающим. Власти же видели в нем только своего идеологического врага. Врагом он был и для обновленцев, против которых он активно выступал в своих проповедях и посланиях, и которые не переставали писать на него доносы. 11 мая владыку арестовывают вместе с благочинным протоиереем Евгением Сердобольским и заключают в Симферопольскую тюрьму, но уже в июле выпускают на свободу. Любовь народа к своему иерарху, его популярность в то время еще могла приостановить руку палачей. 8 октября епископа вновь арестовывают, а в январе 1924 года его вместе с протоиереем Евгением Сердобольским переправляют в Харьковский «дом правосудия» (Допр). В мае месяце их освобождают за «отсутствием состава преступления».

В 1925 году после ареста епископа Самарского Анатолий (Грисюка) владыка Сергий возглавляет Самарскую епархию, много сил полагая на возвращение уклонившихся в обновленческий раскол клириков и мирян в лоно Православной Церкви. В результате его продуманных активных действий к концу 1926 года большая часть приходов оказалась под юрисдикцией епископа Сергия. В этом же году владыку арестовывают, осуждают на 2 года по статье 58 ч.10 и высылают.

После окончания ссылки в 1929 году епископ Сергий возвращается из ссылки с решимостью продолжить свое служение. 16 декабря он был возведен в сан архиепископа и назначен на Елецкую кафедру. В 1935 г. владыку снова арестовывают и осуждают по статье 58 ч. 10 УК на 5 лет тюремного заключения. Отбывать наказание его отправляют в Карагандинский лагерь НКВД.

Невзирая на абсурдность обвинения, владыка с подлинным христианским смирением, с непрекращающейся сердечной молитвой принимал все безропотно, как из рук Самого Христа. В лагере архиепископ Сергий вместе с другими священниками и мирянами тайно собирались для молитв. Молились истово, смиряясь со всеми ужасами лагерной жизни, перенося все безропотно, с кротостью и любовью, видя во всем Промысел Божий. Это не могло понравиться лагерному начальству. На архиепископа и нескольких заключенных священнослужителей и мирян было заведено уголовное дело. Их обвиняют в том, что, на протяжении всего времени пребывания в лагере, проводили активную контрреволюционную деятельность, которая заключалась в нелегальных молитвенных собраниях, пропаганде среди заключенных, направленной на подрыв советской власти и ее свержение, связи с заграницей. Одним из «преступлений» было совершение панихид по убиенным священнослужителям. 20 ноября 1937 постановлением тройки УНКВД по Карагандинской области КССР владыку Сергия и с ним еще 8 человек приговоривают к расстрелу.

Так, после долгих лет исповедничества, борьбы с обновленческим расколом, сохранения и утверждение Православия в суровые годы гонений, завершился крестный путь замечательного сына Православной Церкви архиепископа Сергия (Зверева). На расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 июня 1997 года он был причислен к лику местночтимых святых. Постановлением Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года о соборном прославлении новомучеников и исповедников Русских ХХ века имя архиепископа Мелитопольского и Елецкого Сергия внесено в Собор новомучеников и исповедников Русских для общецерковного почитания.

Память его совершается 7/20 ноября.

 

 


Тропарь

Красуется земля наша, прославляя сына своего святителя Сергия, венцем мученичества украшеннаго, града Мелитополя иерарха Добропобеднаго, догматов Церкви столпе непоборимаго, тем же и ныне спасай нас, священномучениче Сергие, людей православных слава и ограждение.

Кондак

Чистоту веры православной ревностно утвердив, узы и страдания за Христа претерпел еси, от Царя Небеснаго Мученический венец приял еси, не остави нас молитвами твоими, Сергие Святителю всеславный.

Молитва

Досточудный угодниче Божий, крепкий наш молитвенниче и заступниче, Святый Священномучиниче Сергие! Услыши нас, грешных и недостойных, молящихся тебе с верою и любовью: огради молитвами твоими Церковь Святую от расколов и шатаний, буди покровитель отечеству нашему и православным людям его, руководствуя нас ко спасению. Умоли Отца Небеснаго подати душам нашим крепость ти телесем потребное здравие, и в мире и покаянии скончати житие свое и Царствия небеснаго наследники стати, идеже ты ныне со всеми святыми предстоиши, прославляя в троице славимаго Отца и сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.


 

Примечания:

Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004. С. 8.

Там же. С. 74.

Державний архів Запорізької області. Короткий довідник. Запоріжжя, 1999. С. 212.

Чтобы не попасть в подчинение обновленческому Высшему Церковному Управлению, она была объявлена автокефальной.

Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004. С. 115.

Там же. С. 119.

Там же. С. 186

Доненко Н., прот. Наследники Царства. Симферополь, 2004. С. 252.