baner

Архиепископ Ефрем посетил Троицкий храм г. Бердянска в День Святой Троицы и престольного торжества

В знаменательный день Святой Троицы или Пятидесятницы, Высокопреосвященнейший Ефрем, Архиепископ Бердянский и Приморский, с первосвятительским визитом посетил Свято-Троицкий храм, где совершил торжественное богослужение в день престольного праздника храма.

Перед входом в храм Архипастыря встречали прихожане с караваем и цветами, а множество верующих, собравшихся в церковном дворе, склоняли головы под архипастырское благословение. Преподнося Владыке Святой Крест, настоятель храма и секретарь Бердянской епархии протоиерей Сергий Илющенко поздравил Архипастыря с Днем рождения Церкви.

За праздничным богослужением Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии и настоятель храма в честь Святой Троицы протоиерей Сергий Илющенко и клирики епархии.

За Литургией Владыка Ефрем вознес усердную молитву к Господу о прекращении войны и восстановлении мира на Украине.

Многие верующие в этот праздничный день приступили к Таинству Евхаристии.

После богослужения Владыка Ефрем, в сослужении духовенства, совершил вечерню Пятидесятницы с чтением коленопреклоненных молитв, которые в IV веке были составлены святителем Василием Великим. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за Литургией.

По завершении вечерни был совершен крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия и окропления верующих святой водой.

После крестного хода Владыка Ефрем обратился к присутствующим со словами назидания, а затем поздравил настоятеля и прихожан с престольным праздником. В свою очередь настоятель храма поблагодарил Владыку Ефрема за святительский визит и архипастырские молитвы, и преподнес Его Преосвященству цветы. Завершая праздничное богослужение Правящий Архипастырь преподал всем Крест для целования.

Пятидесятница — 50-ый день по Пасхе — состоит из двух праздничных дней — Троицы  и Духова дня. Пятидесятницу еще называют Троицей потому, что в этот день проявилось единство Отца, Сына и Святого Духа. «В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торжественно открылась св. Троица — Бог Отец, пославший Духа Святаго Апостолам, по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали», — писал св. Иоанн Кронштадтский.

В Духов день вспоминается непосредственно сошествие Святого Духа на апостолов. По сути, событие одно, просто в разные дни вспоминаются различные его стороны. О том, что произошло, рассказано в книге Деяний. В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день..

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – »исполнишася вси Духа Свята». И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — рассуждает св. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо». Но «да не подумает кто-либо, — поучает св. Лев Великий, — что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа». «Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа».

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

«Со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила, — писал архим. Иоанн (Крестьянкин) о сошествии Святого Духа на апостолов, — Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих».

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» – «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную».

«Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежде исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Темже вопием Ти: «Содетелю всех Господи, слава Тебе!»

12.06.2022 г